Суббота 21 Май 2011 - 10:44:04
для печати  создать pdf-документ из этой статьи   
О ДЕШЁВЫХ ПОДАРКАХ ЗАБУДЬТЕ
Автор: Лео Костылев -
в рубрике  Мнение
В этой статье не будет анализа дорогих, но качественных по сравнению с менее качественными, но зато дешёвыми товарами. Я озабочен тем, что дешёвых, с точки зрения сегодняшнего дня, товаров, вне зависимости от их качества, просто скоро не останется.
Материалами изготовления большинства недорогих изделий являются пластмасса и хлопок. По сути, что-то недорогое можно ещё производить из бумаги, хотя и она подорожала за прошедший год на 27%. С сожалением приходится добавить к этой весьма немаленькой цифре слово «всего», ибо остальные материалы превышают этот показатель намного. Про нефть, из которой производятся пластмассы, писать не буду, ибо каждый россиянин знает цену на неё так же хорошо, как собственное имя. Остановлюсь более подробно на хлопке, тем более что в преддверии летнего сезона изделия именно из этого материала являются наиболее актуальными.
Год назад я уже писал о повышении цен на хлопок, что, по моему тогдашнему мнению, должно было неминуемо вызвать повышение цен на текстильные изделия. Однако тогда я не предполагал, что цена на хлопок может не только продолжать расти, но совершит невиданный до этого скачок, который мы наблюдали во второй половине 2010 года. Уже в сентябре канадский производитель футболок «Gildan» объявил о значительном повышении цен на свои изделия, мотивируя это тем, что стоимость сырья составляет треть цены готовых футболок (во что, впрочем, верится с трудом). Футболки этой марки и так не отличались дешевизной, а если учесть, что с прошлого сентября цена на хлопок выросла к сегодняшнему дню ещё наполовину, то, скорее всего, тенденция к повышению лишь сохранится.
Цена на хлопок начала расти два года назад, однако в последние месяцы, подогреваемая, по мнению аналитиков, неурожаем в Пакистане и запретом экспорта сырья из Индии, график её роста пошёл резко вверх, побивая один рекорд за другим. Не берусь судить серьёзно о причинах роста цен на то или иное биржевое сырьё, хотя имею отличное от «специалистов» мнение. Думаю, что глобальный кризис резко сократил количество инвестиционных проектов, а капиталы, используемые для биржевых спекуляций, продолжали, хоть и не докризисными темпами, но всё же расти. Именно этим, на мой взгляд, объясняются внезапные подорожания то кофе, то сахара, а теперь вот и хлопка. Ситуацию с «белым золотом» осложняет ещё и тот факт, что основными его пользователями являются всего три страны – Китай, Индия и Бангладеш, где наблюдаются самые высокие в мире показатели прироста экономики. Растут вместе с этим и зарплаты, и если это, к счастью остального мира, не так влияет на стоимость готовой одежды из Китая, где 95% текстильных изделий производятся для внутреннего рынка, то Бангладеш, например, производит почти весь текстиль на экспорт. В отрасли занято более 20 миллионов человек (более 10% населения), и доходы от экспорта текстиля составляют основу бюджета страны.
Дополнительным фактором для России являются практически запретительные меры по отношению к импорту текстиля со стороны российской таможни. Я несколько лет анализировал для европейского рынка принципы формирования пошлин на текстильные изделия и так до конца и не понял, по чьему заданию действует таможня. Тем не менее, волюнтаристские меры по удорожанию недорогих китайских и индийских футболок на российской границе привели к неожиданным последствиям. Российские власти привычно отмахиваются, объясняя повышения то той, то другой таможенной ставки протекционистскими фразами о необходимости развития отечественного производства. При этом чаще всего в виде примера приводится автомобильная промышленность, которая, якобы, именно в силу этих мер теперь успешно развивается в России. Несмотря на то, что появление автомобильных заводов на территории России на самом деле никак не связано с величиной пошлин (хотя они и пользуются выгодой от их снижения), аргумент всё равно является уникальным, ибо второго такого случая нет. Сборочные автомобильные конвейеры являются производствами, которые находятся в собственности иностранных производителей автомобилей, и, хотя бы по этой причине, они не могут приниматься во внимание в разговорах о развитии российского бизнеса. За спинами небольших, расположенных на территории России предприятий, которые просто используют землю Российской Федерации и мускульную рабочую силу россиян, стоят мощнейшие производственные и финансовые гиганты, за которыми, в свою очередь, стоят их государства с системами страхования экспортных рисков, без которых никто из них никогда не решился бы привезти даже это, не столь дорогое оборудование в страну с таким политическим режимом, как в России.
Дикая ситуация с пересчётом стоимости ввозимого в Россию текстиля на таможне и назначение заоблачных таможенных пошлин привели к появлению в стране подпольных текстильных заводов. Заметьте, не к развитию простаивающих бывших советских текстильных гигантов, а к производству одежды вне легального экономического пространства силами нелегальной же рабочей силы. Как в 70-е и начале 80-х, когда модную одежду с иностранными бирками шили в Питере и Москве, с той лишь разницей, что в те годы это было «приработком» местного населения, а теперь доходы от этого бизнеса распределяются неизвестно где. Тогда к одежде пришивали бирки с надписью: «Made in Turkey», сегодня рынок наводнён футболками с бирками «Made in China», реальным производителем которых является российский подпольный бизнес. Сегодня каждый покупатель недорогой китайской футболки рискует приобрести произведение труда нелегального мигранта, продающего за копейки свой рабский труд где-нибудь в Мытищах. А завтра, если такая политика будет продолжаться, каждый из нас сможет быть уверен на 100%, что приобретённая им дешёвая футболка произведена таким образом. Я ничего не имею против мигрантов, они, я убедился на собственном опыте, во многих случаях действуют гораздо эффективнее коренного населения, но мне непонятна логика власти. Не вдаваясь глубже в дебри государственной политики в этом аспекте, а также её влиянии на российский бизнес, не затрагивая морально-этических вопросов, связанных с этой темой, хотел бы только отметить, что по современному российскому законодательству обстоятельства, способствующие совершению преступления, также криминализированы. При желании к таким обстоятельствам можно отнести, с одной стороны, и покупку нелегально произведённого текстильного изделия, а с другой, и запретительные импортные пошлины.
Стабильно растущая цена на нефть влечёт за собой подорожание полимеров, из которых производятся основные виды пластмассы. Полиэстер и полиамид активно используются в лёгкой промышленности. Процент одежды, сделанной из полиэстера, постоянно растёт, его добавляют даже в изделия нижнего белья. Без полиамида не производится ни одной качественной футболки, где все резинки сделаны с применением этого материала. Из полиэтилена и полистирола производится большая часть недорогих подарочных изделий и почти вся упаковка для них. И прежде всего, ручки, которые по-прежнему являются самими популярными промоизделиями.
«Пришла беда – открывай ворота» - говорит русская пословица. И поэтому, как назло, возникают проблемы там, где их могло бы и не быть. Трагедия, произошедшая в Японии, коснулась, в основном, только японцев. Однако, Япония и сегодня является родиной огромного количества высокотехнологичных изделий. Территория страны напичкана различными заводами, из которых самими важными для нашей отрасли являются производства компьютерной памяти. «Могзи» для USB-накопителей, называемых в народе «флешками», производятся в Японии. Конечно, рыночная доля страны восходящего солнца по чипам флеш-памяти «всего» 34%, но это, как раз, то количество, которое способно организовать бешеную ценовую гонку. Большинство производителей флешек уже проинформировали своих покупателей о том, что не смогут поставлять изделия по ценам прайс-листов, опубликованных до японской трагедии. И это в той ситуации, когда цены на эти изделия и в обычные времена обновлялись не реже раза в неделю. Сегодня большинство производителей перешли на ежедневные котировки.
Все эти обстоятельства, по-видимому, изменят и без того весьма нестабильный и небольшой по размерам российский рынок бизнес-сувениров. Конечно, не стоит поддаваться панике, ибо вслед «худым годам» приходят «жирные». Однако, трезвая оценка ситуации, а также понимание того, что для обеспечения достаточного уровня продаж в ближайшие годы придётся делать больше работы, и делать её на более высоком качественном уровне, необходимы всем тем предпринимателям, которые собираются и в дальнейшем оставаться частью этой отрасли. А о дешёвых подарках придётся забыть. И помочь своим заказчикам сориентироваться в меняющихся обстоятельствах.



Поделиться: 
Комментарии:  0
Журнал Профессионал рекламно-сувенирного бизнеса © 2011
Разработчик : Lexxa