Суббота 21 Май 2011 - 10:30:39
для печати  создать pdf-документ из этой статьи   
КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ТО, ЧТО ЗАСЛУЖИВАЕТ
Автор: Андрей Дегтяренко -
в рубрике  Мнение
Уважаемые читатели журнала “Профессионал”! Мы с вами знакомы заочно, поскольку господин Лео Костылев так или иначе упоминает меня и возглавляемую мной компанию почти в каждом номере, хотя мы с ним лично практически не пересекались.

Уважаемый главный редактор! В России еще как минимум 5 компаний схожего с нашим масштаба . Я настаиваю, чтобы и им журнал уделил внимание, которого они заслуживают не меньше.

Довольно неожиданно журнал решил мне предоставить трибуну для ответного выступления – очевидно, в отдельно взятых уголках страны все-таки наступила долгожданная оттепель.

Поэтому для общего понимания читателю будет необходимо заглянуть в пару предыдущих номеров.
Сразу хотел бы сказать, что во взглядах на российский бизнес, общество, рынок, на развитие отрасли, на происходящие в ней события у нас с Лео скорее больше общего, чем противоречий, и дискуссии во время совместного обсуждения в инициативной группе пошли в целом на пользу.
“Я за то, чтобы болтать как можно больше” - Лео Костылев.
При всей нелепости этой фразы, вне контекста, под сутью я бы подписался – отрасли не хватает дискуссии.
И слова сами по себе способны на многое, ведь продвижение отрасли или обучение, с важностью чего все согласны - это и есть те самые слова, произнесенные в нужное время в нужном месте.
Теперь о разногласиях.
Как часто бывает (вполне допускаю, и со мной), когда говорим о своем детище, объективность нам категорически отказывает.
Лео описывает ситуацию на рынке Петербурга так:
“Из отказавшихся вступать в МАПП в 1999-м крупных питерских сувенирных компаний, осталась в отрасли и продолжает успешно работать как раз только одна единственная – компания «Амбер»”.
Читать, очевидно, нужно так: все питерские компании ( не вступившие в МАПП) закрылись, а Проект 111(как исключение, подтверждающее правило ) остался.
Утверждение примерно равносильно тому: “Огурцы – причина смерти, поскольку 98 % людей, умерших в 1898 году, ели огурцы”.
Членство в РАППС,IPSA и, (неужели!) даже в МАПП не имеет ровным счетом никакого отношения к коммерческим результатам тех или иных компаний, удачам или неудачам. Мне неизвестно ни об одном примере консолидированных коммерческих действий на рынке (если не считать такими войну Игоря Чижова с “ценовой конкуренцией”).
Ушли с петербургского рынка как поставщики те, кто пытался работать в этом качестве только на локальном рынке, и на сегодня ситуация в СПб - это просто отражение федеральной картинки.
Высказывания о “солидарности” и “землячестве” – это более чем странная иллюзия для человека, много лет занимающегося бизнесом. На примере наших дилеров я вижу, что тяжелее всего складываются отношения у компаний из одного города, и это логично – им есть что делить!
По поводу “талантливого решения” продавать членство МАПП в нагрузку к собственному товару – театральные кассы освоили эту технологию еще в 80-е годы: “Хочешь в БДТ? Возьми два билеты в Комиссаржевской”. Отдельные члены РАППС тоже предлагали такой подход - тем, кто не в ассоциации, не продавать. Или: "Содружество рекомендует поставщикам в случае их участия в мероприятии выступить в качестве Спонсора". Колхоз – дело добровольно-принудительное. Стремление использовать ту силу или зависимость, которая есть - общая болезнь общества, и не только российского. Эффективным любой механизм становится только на добровольной, осознанной основе.
И это, безусловно, очень хорошо, что теперь членство в МАПП не идет в нагрузку, но давайте проследим за лексикой: “дилеры рано или поздно сами придут к мысли о вступлении в МАПП”, “.. ко мне, ассоциации, и моим компаниям”.
То есть Лео не разделяет себя, свою коммерческую деятельность и ассоциацию. С одной стороны, это логично, с другой, вряд ли может служить объединяющей платформой.
С моей точки зрения, господин Костылев больше журналист, чем предприниматель, и это, на мой взгляд, одна из существенных причин возникновения и сохранения ассоциации, текстов, журналов и тд. И это вполне нормально – если, получается, совмещать полезное с приятным.
Еще одна тенденция: “Тот, кто учреждает некоммерческую ассоциацию, не думает о собственной выгоде”.
Это верно только в отношении НКО типа Amnesty International,Greenpeace или общества защитников Химкинского леса - это в полном смысле некоммерческие организации.
Когда в ассоциацию объединяются компании, занимающиеся бизнесом, то “некоммерческая” значит ровно то, что сама ассоциация не ставит целью получение прибыли, но цель объединения очевидна – всем вместе больше зарабатывать, а не альтруистические желания поделиться информацией и опытом!
По поводу единой ассоциации – процесс, пусть и с малой скоростью, продолжается, и предполагаю, некие позитивные результаты мы в этом году увидим.
Проблемы управления новой объединенной структурой, которые гораздо легче решать при авторитарной власти (и здесь у МАПП и IPSA было несомненное преимущество перед РАППС) остаются открытыми. И главная проблема опять же в менталитете, в отсутствии привычки к коллективному принятию решений и подлинной демократии. Ведь каждый руководитель в своей компании - царь и бог, поэтому технология принятия и исполнения общих решений, с частью из которых ты можешь быть не согласен, не отработана абсолютно. И начинается перетягивание каната.
Есть ли “спрос” на ассоциацию? Пассивный, несомненно.
Большинство игроков рынка, собиравшихся в Барселоне, твердо верят в то, что участвуют в процессе объединения.
Так что запрос на некую общую платформу, как минимум для выражения интересов дистрибьюторов и как минимум для дискуссий, существует. Формы и методы упомянутого мероприятия оставим на совести организаторов.
По поводу замеченного Лео вымывания с рынка средних компаний. Я такого процесса не вижу, скорее, сказал бы, что исчезают мелкие. Наиболее важно другое - новых не появляется совсем, если только за счет почкования или возникновения карманных компаний с гарантированными заказами.
Подозреваю, что и в других отраслях происходит плюс-минус то же самое. Этим неблагодарным делом (бизнесом в России) занимаются сегодня только те, кто по неосторожности ввязался в 90-е - начале 2000-х.

Пару слов о взаимодействии звена Поставщик-Дилер..
В одном из материалов Лео позволил себе некорректную, с моей точки зрения, фразу: "радостно тявкнули зависящие от Проекта компании". Дело не столько в форме. Как сам Лео признался, он любитель агрессивных выражений, чтобы “имело воздействие”. Дело в сути.
Покупатель может зависеть от продавца только в случае монополии или поставки той или иной эксклюзивной продукции. Я не знаю на сегодня настолько востребованного у конечного заказчика бренда, который мог бы служить инструментом управления отношениями Поставщик-Дилер.
Мы себе такую задачу ставим и такой бренд пытаемся создать, но определяющим для дилеров он пока не является.
На сегодняшнем рынке все ровно наоборот - поставщик зависит от покупателей, особенно если они способны принимать коллективные решения.

И о российском рынке в целом. Лео активно нас всех призывал к открытой дискуссии.
По большому счету - как формируется МАПП (РАППС,IPSA), сколько в ней реальных членов, куда и как они платят взносы, будет единая ассоциация или нет, какие в ней будут принципы управления, чем она будет заниматься, - эти вопросы интересуют человек 10-15, не больше.
Точно так же, как вопросы независимого суда, эффективной государственной власти, свободных выборов волнуют 10-15 % российского общества.
Вот поэтому имеем то, что имеем.

P.S. Моя статья на Сегменте о МАПП, которую сам господин Костылев, по-видимому, обнаружил через полтора года после публикации, после выхода предыдущего номера журнала набрала сотню дополнительных просмотров. Много это или мало – судите сами.


Поделиться: 
Комментарии:  0
Журнал Профессионал рекламно-сувенирного бизнеса © 2011
Разработчик : Lexxa